Термит-оракул
У народности азанде в Центральной Африке существует странный обычай. Вина человека, обвиняемого в колдовстве или убийстве, часто определяется поведением цыплят. Азанде на все сто процентов уверен, что оракул, действуя через цыпленка, открывает им непреложную истину. На самом деле в результате умирают многие ни в чем не повинные люди.
К такому странному оракулу туземцы прибегают не только тогда, когда совершено преступление, но и тогда, когда они хотят узнать, что им сулит предстоящая охота или будет ли успешной намечаемая ими сделка.
Часто к оракулу за консультацией обращаются мужья, желающие узнать, не изменяют ли им жены. Они говорят, что гулящая жена может «отвести глаза от взгляда мужчины, но не может избежать глаз оракула», к которому имеют право обращаться только мужчины.
При этой довольно странной форме правосудия цыплятам обычно дают сильнодействующий яд, и от дальнейшей судьбы цыпленка зависит ответ оракула. В это время в течение нескольких дней как истец, так и человек, проводящий обряд, обязаны воздерживаться от половых сношений.
Для процедуры используется пара цыплят. Испытание обычно проводится в секретном месте, в лесу. Раскрывая пальцами клюв птицы, организатор силой заставляет цыпленка проглотить яд. После этого истец спрашивает у оракула, виновен ли подозреваемый в совершении преступления или невиновен. Если цыпленок подыхает, то дело считается весьма сомнительным. Для того чтобы подтвердить вердикт, проглотить яд заставляют второго цыпленка. Если он выживает, то вина обвиняемого подтверждается. Если умирают оба цыпленка или оба остаются в живых, тогда говорится, что оракул отказался дать точный ответ. Теперь через некоторое время оракулу снова нужно задать тот же вопрос.
Хотя оракул, вещающий на основе яда, считается вполне надежным источником информации, это все же довольно расточительный способ определения виновника. Растение, из которого готовят яд, не произрастает в том регионе, где живут азанде, и для того, чтобы запастись нужной травой, нужно совершить путешествие, на которое придется потратить шесть дней.
Чтобы решить эту проблему, туземцы азаиде открыли другого оракула, которому не требуется яд. Теперь они обращаются за ответом к крошечным слепым обитателям термитников. Такой оракул-термит пользуется у них большой популярностью и называется «оракулом бедняка». К нему могут обращаться не только мужчины, но и женщины и даже дети.
Действие разворачивается ближе к вечеру. Туземец, обнаруживший термитник в лесу, с помощью копья расширяет одну из «штолен» в холмике и вставляет в отверстие две ветки, срезанные с двух разных деревьев. Об ответах термитов спрашивающий может узнать по тому, станут ли они глодать эти палки или нет.
Например, старик может спросить у термитов, скоро ли он умрет. Он обращается к насекомым приблизительно в такой манере: «О, термиты! Если я умру в этом году, то не покушаете ли вы «дакру» (первую ветку). Если не умру, то покушайте «кройо» (вторую ветку)».
За результатом приходят на следующее утро. Если вторая вставленная в «штольню» ветка либо пропала совсем, либо обглодана наполовину, а другая осталась нетронутой, то у такого человека есть все основания радоваться, так как он, судя по всему, умрет не скоро. Если обе ветки были съедены, это означает, что либо проситель нарушил какое-то «табу», либо колдовство другого человека вмешалось в процесс. Если термиты не прикоснулись ни к первой, ни ко второй ветке, значит, они отказываются выносить свой вердикт. Единственный недостаток «оракула для бедняка» состоит в том, что ему можно задать только один вопрос за один раз, а ответа приходится ждать долгие часы.
Совершенно другой вид магии используется для определения факта адюльтера и наказания за него.
Если член племени азанде начинает подозревать свою жену в супружеской неверности, то он перед половым сношением с ней смачивает свой пенис в магическом зелье. Существующий в нем компонент яда проникает в тело женщины, но, как правило, не причиняет ей особого вреда. Муж тоже находится в полной безопасности, так как заблаговременно принял противоядие. Но если с ней спит любовник, то яд обязательно на него подействует и может вызвать серьезное заболевание, а в отдельных случаях даже смерть.
 
< Пред.   След. >